Диафрагма объектива

раскрытие диафрагмы

Диафрагма наряду с выдержкой и светочувствительностью оказывает влияние на экспозицию будущего снимка. Это важный параметр, с которым необходимо уметь работать каждому фотографу для получения глубоких и выразительных фотографий. В данной статье можно узнать подробную информацию о параметре, правилах установки, применении в разных стилях.

Содержание

Что такое диафрагма фотоаппарата

Это отверстие внутри объектива, через которое световой луч попадает на матрицу камеры. Его диаметр необходимо регулировать для получения нужной экспозиции, наиболее подходящей для предстоящей работы.

При помощи определённых настроек фотограф может придать кадру большую глубину или размытие фона. Также не менее важным является его влияние на яркость картинки.

Как работает диафрагма? Само устройство называется апертурой. Представляет собой лепестки, образующие круг. Сужаясь и расширяясь, они образуют отверстие, которое пропускает определённое количество света.

 

Количество лепестков придаёт эффект на изображении в размытой зоне. Если их 6-7, то на размытом фоне появятся блики в форме многоугольников. У более новых, профессиональных объективов механизм имеет округлённые диафрагменные лепестки, в количестве более 9 штук. Они придают ровные блики даже при максимальных значениях, которые красиво смотрятся на фоне разноцветных огоньков.

устройство диафрагмы

диафрагменные лепестки

Диафрагма изнутри

Как определяется и изменяется диафрагма

Определяется данный показатель специальной диафрагменной шкалой. На дисплее фотокамеры показан параметр в виде значка F/число. Числовое значение показывает широту отверстия, определяющее силу резкости кадра и степень яркости. Чем меньше показано число на экране, тем сильнее будут раскрыты лепестки.

Значения диафрагмы указываются в неизменном стандартном ряду: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22. Важно помнить, между представленными числами находится одна экспозиционная ступень, означающая, что при изменениях на один параметр света будет попадать в два раза больше или меньше. У последних моделей фототехники существуют промежуточные настройки, которые имеют шаг вполовину, треть ступени.

Шкала диафрагмы на объективе

Например, между параметрами f/2.8 и f/4 будут располагаться f/3.2 и f/3.5. Такая разница между принятыми числами была получена из расчётов по математической формуле. Для понимания можно представить объектив 50 мм с диафрагмой 2. Диаметр будет составлять 25 мм. Радиус 12,5 мм.

По формуле нужно найти площадь окружности: Площадь будет равна 490 мм2. Таким же методом, высчитывается для диафрагмы 2.8. Диаметр будет равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм. Площадь окружности составит 251,6 мм2. Теперь нужно поделить 490 на 251. Получим 1,95, но диафрагменные числа привыкли обозначать округлёнными до первого десятичного знака.

Как диафрагма влияет на экспозицию

Диафрагменное число при изменении оказывает влияние на настройки экспозиции. Отверстие расширяется – картинка экспонируется больше, делая кадр более светлым. При сохранении настроек ISO и выдержки можно заметить, как меняется яркость изображения. Особенно заметно после числа 5,6 – экспозиция уменьшается, изображение темнеет. При увеличении числового значения происходит сужение лепестков, ограничивая доступ световых лучей.

Эффект глубины резкости

Глубина резкости – расстояние между самыми далёкими и близкими объектами в кадре, которые находятся в фокусе. Малую глубину резкости используют для выделения основного героя композиции путём размытия заднего плана. Происходит за счёт открытой диафрагмы.

Профессиональные фотографы называют такой эффект — боке. Его получают на цифровых беззеркальных и зеркальных камерах за счёт диафрагменной настройки. Часто используют в предметных и портретных фотографиях.

Боке

Большая глубина резкости получается путём уменьшения размера отверстия. Настройки необходимы для помещения большей части кадра в фокус. В основном их используют пейзажные фотографы.

пейзаж

Сибирский пейзаж

Как использовать различные диафрагмы

Для подбора правильных трёх параметров экспозиции важно понимать, какой эффект фотограф желает получить в конечном кадре. Хочет ли он получить максимально чёткую фотографию, на которой можно разглядеть большую часть деталей или художественный приём, придающий композиции настроение. Для начинающих фотографов существует памятка, по которой можно узнать, какие размеры диафрагмы стандартно выставляют в конкретных условиях.

  • f/1.4 –2 – подходит для работы с недостаточным освещением. Образует маленькую глубину резко изображаемого пространства. Подходит для фотографирования маленьких объектов с эффектом мягкого фокуса.
  • f/2.8 – используется в условиях низкой освещённости для портретной фотографии. Лицо и глаза модели остаются в фокусе, размывая задний фон. Стандартное значения для большинства зум-объективов.
  • f/4 – минимально допустимые настройки для съёмки человека в условиях достаточной освещённости. Рекомендуется включать ручную фокусировку. Автофокус при данных настройках ограничен.
  • f/5.6 – подходит для фотографирования не более двух человек с дополнительным освещением.
  • f/8 – портретные фотографы используют параметр для фотографирования большой группы людей.
  • f/11 – оптика с данной диафрагмой имеют максимальную резкость. Подходит для портретов.
  • f/16 – большая глубина резкости позволяет снимать на минимальных настройках при ярком освещении.
  • f/22 – наиболее подходящий вариант для пейзажной фотографии, где передний план не является важным.

ГРИП и диафрагма объектива фотоаппарата, как добиться нужного размытия

Глубина резко изображаемого пространства может напрямую влиять на одинаковую резкость переднего плана и фона или на размытость одного из них. Как научиться правильно контролировать параметры, получая необходимый эффект?

На съёмке фотограф фокусируется на определённой точке пространства, которая становится наиболее резкой и чёткой на фотографии. С помощью ГРИП можно регулировать, какую область сделать размытой или чёткой. Человеку, который только начинает знакомиться с фототехникой, важно понимать, зачем нужно размывать фон. Нечёткий задний план помогает глазу сфокусироваться на главном объекте кадра, который станет центром композиции.

Самый простой способ управлять глубиной резкости – изменить диафрагму, меняя численные показатели. Это вызывает увеличение или уменьшение глубины кадра. Для получения маленькой глубины с размытым фоном диафрагму нужно открыть, устанавливая минимальное число в настройках. Степень необходимого эффекта можно выбрать, варьируя между значениями f/1.4 – f/5.6.

Размытие фона

Значение диафрагмы в фотоаппарате при съёмке движущихся объектов

Для получения «размытости» или «замораживания» движения объекта, достаточно правильно настроить диафрагму. Открывая отверстие в объективе, фотограф пропускает больше света на матрицу. В результате техника автоматически сокращает выдержку, сохраняя экспозицию.

Появляется возможность сделать максимальную детализацию быстро движущегося объекта. Создаётся эффект статичности движения на снимке.

Съёмка движущегося объекта

Если движение нужно размыть, диафрагму закрывают для увеличения выдержки. В данном случае применяют приём съёмки с проводкой: фокусировка направлена на предмет, камера движется по направлению объекта, делается снимок. При правильном исполнении должен получиться динамичный кадр, в котором главный герой чёткий, а фон размыт.

Открытая диафрагма в фотоаппарате при слабом освещении

Снимая в условиях плохого освещения, появляется потребность в широко открытой диафрагме. Если фотограф снимает в театре, снимает актёров на сцене при полной темноте в зале, ему потребуются низкие значения.

Полезным будет иметь светосильные объективы с параметрами от 2.8 и ниже. Их преимуществом является комфортная съёмка в слабоосвещенном помещении. Минимальные числовые значения также помогут настроить выдержку и ISO, сохранив хорошее качество фотографии.

Объективы и диафрагма в фотографии

Покупая фототехнику, мало кто задумывается о том, что качество конечного кадра наполовину зависит от объектива. Выбирая, определённый объектив, нужно обращать внимание не только на его фокусное расстояние, но и светосилу.

Любой объектив способен пропускать через себя определённый луч света, в зависимости от размера отверстия. Чем больше света попадёт на матрицу, тем больше возможностей у фотографа и выше качество фотографии. И чем сильнее открыты лепестки, тем больше светосила объектива.

Светосила – это минимальное диафрагменное число. На объективе любой марки можно увидеть значение, до которого оно открывается. Важно запомнить, что светосила такой же важный фактор, как и фокусное расстояние.

Светосила может обозначаться как F1,4 (1.4, F 1:1.4). Чем ниже показатели, тем выше светосила. У смартфонов параметр имеет название апертура.

Объективы с переменной диафрагмой

У бюджетных моделей объективов часто стоит переменная светосила. Это означает, что диафрагма в объективе будет меняться в зависимости от фокусного расстояние. Если на коротком конце будет стоять число f/3,5 при 18 мм, то на длинном конце при 200 мм оно будет составлять уже f/5,6. Преимуществом таких объективов является низкая стоимость.

Особенность данных объективов – ограничение светового потока на длинных фокусных расстояниях, автоматический переход к минимальному числу на определённом фокусном расстоянии. У фотографа в таком случае имеется меньше вариантов экспозиции, маленькая глубина резкости.

Не для всех жанров фотографии подходит светосильный объектив, особенно если часто приходится снимать на закрытых диафрагмах со штативом. К ним относятся студийные съёмки, предметная и интерьерная фотография.

Лучше всего светосильный объектив подойдет для портретной или свадебной фотографии, репортажной. Также они востребованы для съёмок астропейзажа и любой ночной фотографии.

Управление диафрагмой

После изучения теоретической части по настройке фотоаппарата и его составляющих у фотографа возникает вопрос, как настроить диафрагму для получения качественного снимка. У современной фототехники существует несколько способов выставления нужного значения.

Плёночные фотоаппараты

У старых моделей плёночных фотоаппаратов выставление диафрагмы – более простой процесс, чем у цифровых. На объективе обозначали диафрагменный ряд со стопами. Рядом с ним располагалось регулируемое кольцо с меткой.

Управление диафрагмой

Устанавливая метку на нужное число, ставили подходящую диафрагму. На старых объективах можно было наблюдать, как открывались и закрывались лепестки при смене значений.

Регулировка диафрагмы

Цифровые фотоаппараты

В современных цифровых, зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах выставление диафрагмы зависит от выбранного режима съёмки. Режим можно выбрать с помощью колёсика на верхней части фотоаппарата или через меню настроек.

Режимы съёмки фотоаппарата

На дисплее в верхней части экрана можно увидеть прямоугольник с диафрагменным числом. При переключении режимов можно заметить, что число отсутствует. Это связано с тем, что во многих режимах фототехника автоматически устанавливает параметры и не показывает выбранные значения. Только в ручном режиме и приоритете диафрагмы можно управлять настройками самостоятельно.

Полностью автоматический режим

Фототехника при включении режима автоматически выбирает не только выдержку и диафрагму, но также баланс белого, автофокус. Подходит для фотографов любителей, которые не хотят углубляться в настройки. Режим включается через вращающее колесо или меню.

Режимы av и tv

Данные режимы съёмок позволяют фотографу самостоятельно подобрать настройки. Встречается во всех цифровых фотоаппаратах.

Человек выставляет настройки выдержки и диафрагмы сам, фототехника автоматически подбирает экспозицию, меняя чувствительность ISO. Режимы часто используются фотографами с различным уровнем профессионализма.

Режим приоритета диафрагмы av

«Apperture Value» — один из самых используемых режимов, в котором самостоятельно выставляется диафрагменное число. При этом техника автоматически подбирает выдержку. На дисплее в правом верхнем квадрате появляется число, которое подсвечивается и показывает активность. При вращении колёсика управления диафрагмой лепестки будут открываться и закрываться.

Распространённое применение режима – контролирование глубины резкости, область резкости от выбранной точки фокусировки. Более редко к нему прибегают для получения максимальной резкости объектива.

Если при съёмке портрета нужно размыть фон, диафрагму выставляют между f/4.0 до f/5.6. В фотографии пейзажей, когда объекты расположены далеко, диафрагму зажимают до «предела резкости». В ситуации, когда объекты расположены далеко и близко, лучше применить «focus blending» или выбрать настройки для общей резкости.

Для фотографий с большим количеством света лучше применить «Safety Shift». При полностью открытой диафрагме, наведение оптики на солнце приведёт к включению максимальной выдержке доступной технике.

Режим приоритета выдержки tv

«ShuTter Value» — данный режим не относится к популярным для фотографов, которые самостоятельно настраивают диафрагму. Используя «приоритет выдержки», техника автоматически подбирает диафрагму, под выставленную фотографом выдержу, для получения нормально экспонированного кадра.

Перед применением режима необходимо знать две тонкости. Первое – установление «Safety Shift» является бесполезным. Второе – полезным может стать функция автоматического ISO. Однако не на всех фотоаппаратах данная функция является исправной.

Отдавать предпочтение режиму следует в случае контролирования движения объекта. С его помощью фотограф сможет зафиксировать движения в высоком качестве или размыть.

Ручной режим

Является самым сложным режимом съёмки. Большинство фотографов выбирает его ради полного контролирования параметров экспозиции. В режиме М снимают сюжетные фотографии, в которых важно подобрать правильную выдержку, диафрагму, ISO.

К ним относятся съёмка в студии, пейзажная, интерьерная и архитектурная, а также предметная. При настройках параметров важно помнить, что диафрагма напрямую связана с выдержкой. Если была выставлена закрытая диафрагма, выдержка должна быть длиннее и наоборот.

При включённом мануальном режиме диафрагму можно настроить, зажав на корпусе кнопку av, одновременно крутя экспозиционное кольцо. Так меняется диафрагменное число.

Диафрагма и фотографические стили

Настройка диафрагмы помогает добиться желаемых творческих задумок через глубину резкости. Это мощный инструмент, который помогает акцентировать зрительское внимание на главного героя снимка, художественно размывая передний или задний план. Или передать реальность окружающего мира по всему кадру.

Если значения диафрагмы маленькое, пространство вокруг объекта будет более размытым, большое – больший процент снимка станет чётким. Работая с диафрагмой, нужно понимать, какого стиля будут фотографии, и какая глубина резкости для них подойдёт.

Портретная фотография

Когда модель позирует, фотограф может спокойно заняться эстетической частью будущего кадра. Для получения красивого портрета модель отделяют от заднего фона. Для этого выставляют малую глубину резкости, снимая на широко открытой диафрагме.

Фон размытый диафрагмой

У китового объектива предельным значением будет f/3.5, у более светосильной фиксированной оптики достаточно слегка прикрыть диафрагму, увеличивая детализацию и убирая хроматическую аберрацию. Например, если оптика даёт выставить f/1.4, достаточным будет f/1.8.

Портретисты-фотографы предпочитают применять режим приоритета диафрагмы. Устанавливая необходимое число, техника сама подбирает выдержку и остальные настройки для получения качественного снимка.

Если для фотографии необходимо боке, его лучше делать на фоне огоньков, так получаются интересные разнообразные кружочки вне фокуса. Наибольший эффект получается на оптике с длинным фокусом от 75 до 200 мм.

Ландшафтная фотография

При настройках важно определиться с желаемой глубиной резко изображаемого пространства. Если для снимка нужны передний и задний план, ГРИП должен вмещать все составляющие композиции. Для этого диафрагму прикрывают до f/11–f/16. Изменения дальше приводят к потере резкости под влиянием дифракции.

Если передний план необязателен, нужно направить чёткость на удалённый объект, сохранив прикрытую диафрагму. На оптике можно найти Sweet spot, который поможет добиться высокой детализации. В пейзажном направлении независимо от диафрагменного числа выставляют минимальное ISO, сохранив качество изображения. Поэтому при закрытой диафрагме потребуется штатив.

Фотография дикой природы

Снимать дикую природу очень сложно. В ней важно найти не только подходящую местность и иметь при себе необходимое оборудование, но также понимать, какое может быть поведение у местных обитателей.

Распространённой настройкой для данного стиля является максимально открытое отверстие. Выставлять необходимо самое минимальное число, на которое способна оптика. Обычно это числа до 5,6. Больше преимуществ даст длиннофокусный объектив с открытой диафрагмой.

При съёмке птиц, крупных животных фотографы привыкли устанавливать диафрагму в зависимости от творческого замысла и условий. Достаточное количество солнечного света даёт возможность установить минимальные параметры. Штатив для этого фотографу не понадобится.

Если задумкой является объединение главного героя и окружающего пространства, диафрагму лучше выставить побольше. Так, на кадре будет больше резкого пространства.

Спортивная фотография

Основа стиля – запечатление быстрого движения спортсмена. Чтобы снять движение в высоком качестве необходимо использовать несколько настроек. Диафрагму используют широкую для обеспечения короткой выдержки. Свет больше поступает на матрицу, вместе с быстрым затвором, образуя идеальную экспозицию.

Распространённые числа для телеобъективов —  f/4 и f/5,6. Это позволяет установить выдержку не менее 1/200 с, но лучше увеличить до 1/1000 с при достаточно хорошем освещении или высоком ISO.

Многие фотографы спортивных мероприятий выбирают телеобъективы, подходящие для съёмок на небольшом расстоянии. Но у такой оптики маленький встроенный диапазон с максимальным диафрагменным числом 5,6.

Уличная фотография

Технически тяжёлый стиль. Отличается быстрой сменой действий и объектов на улице, для которых, нужны отличная координация рук и глаз. Какой же должна быть настройка, чтобы без лишних проблем суметь запечатлеть мимоидущих прохожих, продавцов ларьков или детей на игровой площадке?

Настройки выставляют так, чтобы минимально возвращаться к их изменениям. Чтобы заморозить людей, выдержку ставят 1/250 и выше. Диафрагму при достаточном освещении f/8 и f/16 для достижения большей глубины резкости.

Снимая быстро движущуюся сцену, можно легко промахнуться с фокусировкой, но большой ГРИП исправит ситуацию. Также в сценах встречается интересный задний план, который хочется оставить резким, задавая важный контекст. При недостатке света или надобности размытого фона настройки опускают до минимального значения f/2.8.

Оптимальное значение диафрагмы объектива

Оптимальные настройки индивидуальны для любой оптики. Стандартное диафрагменное число находится в паре ступеней от минимального. Получается в диапазоне между f/5,6-11 в зависимости от модели. Если открыть отверстие шире, искажения оптики будет более заметным, если прикрыть – дифракция начнёт размывать изображение.

На полностью минимальных значениях отлично справляются дорогие объективы. Особенно заметнее становится разница по краям кадра. На высоких настройках начиная с f/11 вся оптика ведёт себя одинаково.

Выбрать диафрагму – это балансировать между резкостью и глубиной резко изображаемого пространства. Справиться с задачей помогут художественный взгляд, практический опыт и понимание поставленных фотографических целей. Однако существует стратегия выбора оптимальной диафрагмы для облегчения задачи многим новичкам:

  • Выставлять лучше настройки, при которых видна максимальная резкость изображения. И использовать их во всех случаях, когда это возможно.
  • При недостатке освещения диафрагму следует открывать широко, но не полностью.
  • Для получения большого ГРИП на широкоугольных объективах выставляют число не больше f/11 и f/16 для телеобъективов.
  • Если глубины недостаточно, на широкоугольной оптике можно выставить f/16, а на телеобъективе f/22.

Диафрагменный ряд открытая или закрытая диафрагма

Диафрагменный ряд показывает последовательность чисел 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, которые указывают на величину диафрагмы. Диафрагменное число называется отношением фокусного расстояния оптики к диаметру отверстия. Оно записывается как f/x (деление фокусного расстояния на диаметр отверстия).

Диафрагменный ряд связан с экспозиционными ступенями. Одна ступень равна изменению освещённости в два раза. Получается, что смена на одно диафрагменное число равняется смене освещённости на одну ступень экспозиции.

Ступень в России называют стопом. Чем больше открыто отверстие, тем меньше число диафрагмы и наоборот.

Что означает буква f на фотоаппарате

У многих начинающих фотографов или просто людей, не разбирающихся в фототехнике, появляется вопрос, когда они видят букву F. Данной буквой обозначается значение диафрагмы. Если на дисплее показано f/3,5, то диафрагма открытая, а если f/16 – закрытая.

При обозначении работает обратная пропорция, так как диафрагменное число показывается в виде дроби, у которой отбрасывается первая часть. Правило важно помнить, чтобы не совершить ошибку любого новичка, когда при желании максимально открыть отверстие, выставляют большое число.

Главное — запомнить, что чем меньше цифра после F, тем шире открыты лепестки. Диафрагма f указывается на дисплее или в видоискателе.

Почему диафрагма обозначается буквой f

F – числовая величина, обозначающаяся латинской буквой. Она показывает отношение фокусного расстояния используемой оптики и диаметр отверстия. Цифра, которая следует за буквой, получается в результате математического деления. Как уже говорилось ранее, величина F показывает, насколько узко, широко открыто отверстие.

что такое f 2.8

Это величина, которая обратно значению относительного отверстия в объективе. Обозначается как отношение фокусного расстояния к диаметру входного зрачка оптики. В разных источниках информации можно встретить диафрагменное число в разных обозначениях: 2.8, f/2.8, f:2.8.

В практике оно показывает, что диафрагменное отверстие открыто максимально, и на матрицу будет поступать большое количество света. Тем самым фон в большей степени будет нечётким.

Что даёт закрытая диафрагма

Применение закрытой диафрагмы на любой модели оптики в основном даёт большую глубину резко изображаемого пространства. Однако важно помнить, что полное закрытие вызывает заметный дифракционный эффект. Свет отклоняется при прохождении через края диафрагменных лепестков.

Но при выставлении настроек с f/11 происходит обратный эффект: из-за дифракции изображение теряет резкость. Закрывая диафрагму до упора, можно получить мыльный снимок, на котором невозможно будет разглядеть маленькие детали. Это касается любых моделей.

У американских фотографов есть определённое понятие под названием Sweet spot – обозначение, на котором объектив даёт наиболее резкую картинку.

Если во время съёмки необходимо закрыть диафрагму для достижения максимального ГРИП, советуют не поднимать числовое значение дальше f/22. Это крайнее допустимое число, при котором можно сохранить нормальную резкость картинки.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, то задайте их в окне комментария и наш эксперт даст ответ.

Делитесь личным опытом настройки диафрагмы в фотоаппарате для съёмки в разных условиях в комментарии. Поделитесь этой статьёй с друзьями в соцсетях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: