Данная статья научит вас использовать особенности мягкого и жёсткого света в студийной и уличной съёмке. Освещение делает фотографию выразительной, запоминающейся и помогает достичь задуманной идеи. Каждый фотограф должен знать, как использовать мягкий и жёсткий свет, чтобы достичь высоких результатов и максимально уметь выразить свой творческий замысел.
Содержание
- 1 Жёсткий или мягкий свет
- 2 Что такое жёсткий свет
- 3 Основные факторы из-за которых свет становится жёстким
- 4 Контраст
- 5 Глубина
- 6 Драматизм
- 7 Что снимать при жёстком свете
- 8 Уличную фотографию
- 9 Портреты
- 10 Чёрно-белое фото
- 11 Когда не использовать
- 12 Источники жёсткого света
- 13 Жёсткий источник света в студии как и с помощью чего получить
- 14 Использование одного источника света
- 15 Использование двух источников освещения
- 16 Использование трёх источников освещения
- 17 Как получить жёсткий свет на фотографии вне студии
- 18 5 лайфхаков для съёмки с жёстким светом
- 19 Что такое мягкий свет
- 20 Свойства мягкого света
- 21 Плоскостность
- 22 Единообразие
- 23 Мягкий свет прощает
- 24 Что снимать с мягким светом
- 25 Источники мягкого света
- 26 Как смягчить жёсткий свет
- 27 Как сделать мягкий свет в помещении
- 28 Как сделать рассеянный свет в студии
- 29 Светоформирующие насадки для мягкого света в фотостудии
- 30 Как получить мягкий свет в комнате и небольшом помещении
- 31 Как получить мягкий свет при съёмке с естественным светом
- 32 Как сделать мягкий свет на улице
Жёсткий или мягкий свет
Светотеневой рисунок обладает одной важной характеристикой – жёсткостью. Для её определения нужно посмотреть на границу между светом и тенью, а точнее, на глубину и резкость перехода.
Когда граница расплывчата – светотеневой рисунок считается мягким, и свет, который его рисует, является таким же. Если на снимке видны глубокие, резкие провалы, уходящие в черноту, можно сказать, что свет был жёстким.
Когда фотограф выбирает между мягким и жёстким светом, он должен понимать: каждый вид оказывает разное влияние на изображение. Один обладает большей драматичностью и контрастностью. При правильном расположении он придаст объектам неповторимый образ.
Другой же считается универсальным. С ним легко работать, и он подходит для большинства направлений.
Что такое жёсткий свет
Жёсткий свет подразумевает направленные лучи света, исходящие от точечного источника и придающие изображению яркие блики и глубокие тени за счёт высокой контрастности. Такой свет получается при использовании студийных вспышек высокой мощности, специальных насадок, прожекторов, а также полуденного солнца в безоблачную погоду.
Особенностью жёсткого света является образование контрастных теневых участков, у которых тональный переход, а точнее, граница между светлым и тёмным участком минимальна. Данный вид освещения хорошо подходит, если кадру необходимо придать драматизма или брутальности. А в сочетании с правильным наклоном можно передать красоту текстуры поверхности.
Основные факторы из-за которых свет становится жёстким
На степень жёсткости освещения влияют три основных составляющих: габариты осветительного прибора, степень рассеивания, расстояние между источником и моделью.
Размер или площадь источника очень сильно влияет на контрастность света: если источник меньше по отношению к модели – свет будет жёстче. Объясняется это тем, что лучи исходят из одной точки и стремятся к другой. Когда луч проходит по касательной, образуется теневая проекция. Тень получится тёмной, а граница перехода из света в тень на предмете окажется резкой.
Не менее важной является и степень рассеивания. Ведь если мы поставим перед источником рассеиватель, световой поток ослабится, половина лучей будет отражаться обратно, а другая проходить через полотно. Так происходит преломление и рассеивание. В результате тень на изображении станет меньше, а граница перехода потеряет свою контрастность.
Еще одним фактором, влияющим на жёсткость освещения, является расстояние. Если точечный источник будет находиться дальше от снимаемого объекта, уменьшится площадь светового покрытия, тень станет темной и длинной.
Преимущества и недостатки жёсткого света
Независимо от своего типа у каждого освещения есть свои положительные и отрицательные стороны. Большинство фотографов предпочитают использовать более контрастный свет для своих творческих задумок из-за следующих преимуществ:
- может передать характер рисунка, фактуру снимаемого объекта или поверхности;
- в кадре появляются динамичные, резкие теневые участки;
- часто применяется для съёмки драматичных и брутальных портретов за счёт появления ярких акцентов.
Но помимо положительных особенностей, у жёсткого света есть и отрицательные моменты, которые не только усложняют процесс съёмки, но могут изменить результат не в лучшую сторону. Наиболее распространенными недостатками выделяют:
- необходимость навыков чтения света, а также правильной настройки и установки осветительных приборов;
- небольшое движение модели во время съёмки может привести к искажению красивой светотени или его разрушению.
Контраст
Жёсткий свет очень тесно связан с контрастностью светотеневого рисунка на фотографии. Благодаря ему фотограф сможет воплотить свои самые смелые, яркие творческие задумки. Ведь он придаёт не только максимально глубокие тени, но также делает цвета яркими и сочными. С его помощью можно сделать акцент на важных вещах, которые несут за собой смысловое значение. Более заметно это можно наблюдать на чёрно-белых фотографиях, которые и основаны на контрасте.
Глубина
Без резких и динамичных теней у фотографии не будет глубины. Именно они добавляют изображению эффект объёма.
Если снимать в условиях мягкого света, можно заметить, что на снимке будут присутствовать мягкие тени и плавные переходы, а иногда их полное отсутствие.
В этом случае кадр будет плоским. Такой показатель очень важен во многих уличных и пейзажных фотографиях.
Драматизм
Переход от тёмных участков к светлым также влияет на присутствие драматизма в кадре. Такой свет хорошо передаёт атмосферу местности или настроение модели. Такой эффект высоко ценится фотографами, которые формируют своё портфолио из мужских портретов. От них веет мужественностью и серьёзностью.
Помимо этого, драматизм используется в рекламных, модных направлениях. Однако такой грубый и резкий эффект нравится не всем.
Что снимать при жёстком свете
Многие фотографы ценят снимки с жёстким светом за их высокую контрастность, глубину и графичность. На них можно наблюдать яркое подчёркивание текстуры снимаемого предмета, придать природному рисунку иное восприятие. Также не стоит забывать о появлении контрастных теневых участков и отсутствии переходящего градиента.
Данные снимки очень распространены в модной индустрии, особенно когда на них изображены непривычные, дерзкие композиции, наполненные креативными позициями и энергией. Дополнительно он даёт возможность экспериментировать с тенями модели.
Более творческие снимки получаются за счёт узконаправленного света, а также если использовать несколько источников, которые будут направлены на разные участки кадра. Такой свет также подходит в спортивной фотографии для передачи движения и скорости.
Уличную фотографию
Очень хорошо и гармонично жёсткий свет будет смотреться на городских фотографиях. В отличие от многих других направлений они не нуждаются в проработке теней, если те не играют какого-то смыслового значения.
Очень часто снимая каменные джунгли, фотографы подчёркивают тени в качестве границ, чётких фигур или разделительных линий. Они передают эмоциональное состояние и суровую, холодную и динамичную атмосферу улицы.
Портреты
Узконаправленный контрастный свет отлично сочетается с мужскими или драматичными портретами пожилых людей. Глубокие тени подчёркивают брутальность модели и передают жёсткое настроение и серьёзность.
Если говорить о портрете пожилого человека, то с его помощью можно подчеркнуть рельеф немолодой кожи, глубокие морщины, рассказывающие о многочисленных прожитых годах. Не менее востребованным направленное освещение является и на женских портретах, особенно тех, где модель показывает свою сильную энергию, независимость и решимость.
Чёрно-белое фото
Основа почти всех чёрно-белых фотографий составляет контрастное освещение. В этом направлении для фотографа важны рисунки, линии, силуэты, которые чётко выделяются из общей картины.
Если посмотреть на любой снимок, выполненный в таком стиле, можно заметить, что границы белого и черного максимально чёткие, резкие, иначе изображение было бы не только серым и скучным, но и максимально плоским. Среди чёрно-белых фотографий можно встретить динамичные, драматичные, яркие по эмоциям портреты, репортажные ситуации, уличные и даже пейзажные сцены.
Когда не использовать
Направленное освещение не всегда подходит для того или иного сценария. Редко можно встретить глубокие тени в пейзажной фотографии. Они необходимы только, если через снимок нужно передать зловещую атмосферу снимаемого места, непогоду и так далее.
Очень часто в запечатлении природы необходима проработка теней, так как в ней могут прятаться интересные детали, без которых картина кажется неполноценной. Помимо этого, природу предпочитают фотографировать в рассветные или закатные часы, когда солнечный свет переходит в фазу мягкого освещения и придаёт окружению некое волшебство.
Ещё один пример, когда снимок не нуждается в контрастных переходах от светлых к тёмным участкам — это детский портрет. В этом случае свет должен передавать невинность и юность модели в сочетании со спокойной и безопасной атмосферой.
Источники жёсткого света
В фотографии для получения контрастных изображений используются всего несколько источников освещения, которые обеспечат желаемый результат. Главное, чтобы они имели точечное направление. К таким осветительным приборам относятся солнечные лучи в ясную погоду, студийная вспышка со специальной насадкой, а также фото фонари.
Подробнее прочесть о источниках света можно здесь https://photographyx.ru/photography/osnovnoj-svet
Жёсткий источник света в студии как и с помощью чего получить
В студии фотограф может получить правильное контрастное освещение, используя вспышку с рефлектором, портретной тарелкой, тубусом и сотами.
Рефлектор со шторками позволяет фотографу максимально уменьшить диаметр потока, а также осветить только часть объекта. Например, если прикрыть только нижнюю шторку, можно получить частичное освещение, которое будет падать только на лицо и плечи модели. Тарелку для портретов считают промежуточным звеном. Он даёт контрастный рисунок, если дополнить его сотами.
Чтобы получить узкий, маленький световой пучок рекомендуется приобрести тубус. С его помощью удобно освещать только часть кадра, делая его акцентным.
К нему, как и к рефлектору, можно приобрести металлические соты, позволяющие увеличить жёсткость. Степень зависит от размера сетки. Существуют и тканевые соты, которые надевают на софтбоксы, превращая рассеянный источник в направленный.
Использование одного источника света
Один осветительный прибор — самый простой способ получить желаемый результат. Однако тут всё может быть не так просто, как кажется на первый взгляд.
Если фотограф будет использовать на камерную вспышку, на максимальной мощности и направит её в потолок, то вместо жёсткого он получит мягкий свет. Следовательно, чтобы получить желаемое, нужно вспышку расположить в таком положении, чтобы она находилась далеко от модели и была направлена точно на неё. При этом нужно не забывать о регулировании мощности, в зависимости от творческих замыслов.
Снимая с одним источником, рекомендуется располагать его под углом в 45 градусов со стороны фотографа, либо сбоку перпендикулярно оси фотоаппарата.
Использование двух источников освещения
Если на съёмке применяются два источника — это уже говорит о немалом профессионализме фотографа. Правильное выставление и настройка аппаратуры – занятие непростое и требует наличие необходимых знаний и навыков. Поэтому, если человек сталкивается с этим впервые, ему следует отточить свои навыки на постоянном освещении.
Основная схема постановки состоит из основного прибора, который используется, как обычно, и дополнительного в качестве корректировки теневого направления. Второй прибор должен иметь меньшую мощность и располагаться в боковой части от модели.
Использование трёх источников освещения
С данным количеством осветительных приборов справится лишь фотограф, обладающий большим профессиональным опытом. Схема остаётся такой же, как и с двумя источниками, только к ним добавляется еще и фоновый свет. С его помощью фотограф отделяет модель от фона.
Другие два выполняют роли рисующего и заполняющего света, добавляя фотографии нотки профессионализма и дороговизны. Используя их, стоит не забывать, что мощность должна быть настроена на значениях, которые оставляют освещение жёстким.
Как получить жёсткий свет на фотографии вне студии
Когда фотограф отправляется на съёмку на свежем воздухе, ему для получения контрастного изображения нужно лишь дождаться ясной и солнечной погоды. Солнце — наиболее мощный источник в природе, который регулируется только временем. Если для фотографии нужен тёплый и рассеянный свет, фотографировать нужно в рассветное или закатное время, а также в облачную погоду. Для получения контрастных кадров с резкими тенями фотосъёмку лучше назначать ближе к полудню.
Когда в самый разгар процесса солнце спряталось за облаками или съёмка происходит в тёмное время суток, подходящими источниками станут вспышка и фото фонарь. Вспышку нужно использовать без пластиковой пластины, которая входит в комплект и без выдвигающейся шторки. Из-за них освещение станет более мягким и рассеянным.
Преимущество фото фонарей – большая мощность и смена цветовой температуры, позволяющей снимать в теплых и холодных тонах. Дополнительно можно приобрести специальные насадки, которые образуют на изображении интересные теневые рисунки.
Еще одним подходящим вариантом для фотосъёмок на улице является световой меч. Атрибут подходит для творческих снимков, когда хочется добавить свету интересный оттенок.
5 лайфхаков для съёмки с жёстким светом
Начинающим фотографам, которые только учатся работать со светом, пригодятся следующие советы. На просторах интернета существует огромное количество различных советов и секретов, которые существенно облегчают работу. Среди них можно выделить 5 основных полезных лайфхаков:
- Используя точечный источник света, следует ставить его подальше от снимаемой модели для получения тёмных и резких теней.
- Начинающим рекомендуется включать пилотный студийный свет, чтобы научиться видеть светотеневой рисунок и работать над недочётами.
- Специальные трафареты, насадки, маски Гобо и другие подручные средства помогают получить на снимке креативные, графичные теневые рисунки.
- Осветительную технику не стоит размещать строго сбоку от модели, чтобы избежать лишних подчёркиваний недостатков кожи или ненужного рельефа.
- Применяя жёсткий свет, следует тщательно следить за тем, как стоит модель относительно источника. Лицо модели всегда должно быть направлено в сторону от него, чтобы избежать появления грубых теневых участков в области глаз.
Что такое мягкий свет
Мягкий свет — противоположность жёсткому с постепенным переходом от тёмных участков к светлым. Вместо, чёткой и легко определяемой границы можно наблюдать приятный градиент.
Однако не стоит забывать, что мягкий свет также имеет контрастность. На фотографии всё также различимы светлые и теневые области, но настроение композиции становится ближе к романтичному и нежному. Такой вариант больше всего востребован для создания приятных и воздушных образов. К тому же кадры, сделанные с рассеянным светом меньше всего, нуждаются в постобработке.
Свойства мягкого света
Рассеянное освещение получается от источника большого размера. Примерами могут быть пасмурная погода, софтбоксы и специальные рассеиватели.
Мягкий свет обладает следующими свойствами:
- Образует минимальную контрастность на фотографии, которая состоит из более тёмных и светлых полутеней.
- Яркость и глубина теней может присутствовать на кадре, но в минимальных количествах, либо совсем отсутствовать.
- Больше акцентирует внимание на цветовые особенности объектов, а не на текстуре.
Плоскостность
Из-за того, что мягкий свет делает тени менее контрастными и резкими, фотография в целом может получиться плоской. Объём и глубина изображения зависит от глубины теневых участков и степени резкости границ, выделяющих объекты или участки. Когда граница между тёмными и светлыми участками расплывчата — кадр становится больше плавным и ровным.
Единообразие
Освещение влияет на эмоции и атмосферу, которые фотограф хочет передать с помощью своих фотографий. Если задумка требует рассеянного и мягкого света, фотография может получиться нейтральной, а объекты и окружающий фон станет единым.
То есть между ними не будут присутствовать выделяющие теневые границы. Фотографии обладают более спокойным настроением в отличие от кричащих и дерзких контрастных снимков.
Мягкий свет прощает
Тут речь больше идёт о том, как данный тип света может скрыть какие-либо недостатки предмета, человека или места.
Если жёсткий свет только подчёркивает рельеф поверхности и недостатки кожи, требуя дальнейшей постобработки, то мягкий, наоборот — поможет скрыть несовершенства и облегчит фотографу процесс ретуши.
Что снимать с мягким светом
Получить мягкий свет в фотографии можно различными методами. Для этого даже необязательно иметь профессиональное оборудование, достаточно иметь большие окна в помещении или пасмурную погоду на улице. Что же можно снимать при таком освещении?
Рассеянный свет идеально подходит для съёмки женских и детских портретов. Он сглаживает кожные недостатки, делая её более ровной, гладкой и матовой без ярких бликов и чёрных теней. Такие кадры дополнительно подчеркнут красоту модели. На детских портретах свет подчёркивает юность, чистоту и невинность.
Подходящим данное освещение будет и в предметной фотографии, особенно если необходимо снять блестящие предметы с отражающей поверхностью.
Еще один вариант — свадебная или любовная фотосессия. Освещение придаёт нежности и романтичности кадрам, некой нейтральности. Детали не будут сильно выделяться и казаться кричащими, и всё внимание достанется главным героям сцены.
Источники мягкого света
В отличие от направленного освещения, рассеянное нуждается лишь в некоторых простых источниках. Основным и самым распространённым из них является солнце, спрятанное за облаками, если съёмка происходит на улице, и большое окно — если в помещении.
Когда речь заходит об искусственном свете, то тут всё зависит от осветительного прибора с большой поверхностью и отражающего и рассеивающего материала – софтбокс, фрост-рама, скрим-панель.
Как смягчить жёсткий свет
Как уже говорилось, ранее для получения более мягкого освещения нужно, чтобы лучи отражались или рассеивались. Для отражения применяют специальные атрибуты, состоящие из материала, который отражает падающие лучи от источника. Главное – расположить отражатель так, чтобы лучи попадали именно на снимаемую модель.
Если съёмка происходит в помещении, можно воспользоваться лайфхаком и направить внешнюю вспышку на белый потолок или стены. Для рассеивания лучше использовать фрост-рамы. Это конструкции, состоящие из каркаса и натянутого полотна, через который проходит свет.
Как сделать мягкий свет в помещении
Изучать основы света и студийного оборудования рекомендуется с практических упражнений по мягкому свету. Снимая с ним, изображения получают плавный переход от теневых участков к светлым, скрывая присутствующие недостатки у модели или небольшие неровности на предмете.
Для новичков данное освещение является самым простым в освоении. Для того чтобы сделать нужную степень рассеянности света, достаточно знать пару основных правил и одно оборудование.
Как сделать рассеянный свет в студии
Если фотограф готовит съёмку модели в арендованном студийном зале, ему необходимо просто следовать следующей инструкции:
- Перед началом съёмки нужно определиться с местом модели и пометить его скотчем на полу. Так, человек всегда будет знать, где ему стоять. Также это облегчает задачу фотографу, ведь ему не придётся передвигать осветительное оборудование и постоянно менять настройки.
- Так как во многих студиях клиенту запрещается самостоятельно менять насадки на оборудовании, стоит попросить сделать это местный персонал. Речь идёт о моноблоке.
- После настройки света рекомендуется сделать пробные кадры для тщательного регулирования мощности и расположения моноблока. Устанавливая оборудование, необходимо помнить, что чем ближе свет находится к модели, тем мягче будет освещение и меньше понадобится мощности для избегания пересветов.
Светоформирующие насадки для мягкого света в фотостудии
Получить необходимый свет для нежной и спокойной фотографии можно при помощи арендованного оборудования и разных аксессуаров, которые обычно входят в комплект. Чаще всего используют такие дополнительные элементы, как:
- Софтбоксы — группа стандартных насадок для вспышек, которые занимаются рассеиванием света. Они могут отличаться по размерам, форме и значению. Например, круглые предпочитают использовать при съёмке портрета одного человека из-за необычного светового блика в глазах. Прямоугольные или квадратные тоже подойдут для портретных фотографий, а также предметных. Октобоксы (восьмиугольные) — обычно имеют большие параметры и подходят для групповой фотографии, съёмки крупных предметов или каталога. Стрипбоксы имеют форму вытянутого прямоугольника. Они освещают модель в полный рост и предают красивый контровой эффект.
- Зонты — интенсивность мягкости освещения зависит от площади зонта. Они бывают двух видов: отражающие и рассеивающие. Их отличие заключается в материале: один имеет отражающую поверхность, другой полупрозрачную ткань.
- Белые флаги — представляют собой белые панели, которые могут быть сделаны своими руками из пенопласта на подставке или другого отражающего белого материала. С его помощью фотограф ловит направляющий световой луч и отражает на объект, превращая в рассеянный пучок.
Подробно о источниках света можно прочесть здесь https://photographyx.ru/photography/osnovnoj-svet
Как получить мягкий свет в комнате и небольшом помещении
Когда съёмка происходит в собственной комнате, небольшом и уютном маленьком кафе или в любом другом помещении скромных размеров, у фотографа возникают трудности с расположением профессионального оборудования, которое будет только мешать. Чтобы исправить ситуацию и получить необходимое освещение, можно воспользоваться некоторыми советами.
Снимать близко к окнам. В дневное время оконное отверстие может превратиться в большой источник света, который обеспечит изображению мягкие тени и блики. Окно – любимое место для пользователей социальных сетей, которые предпочитают делать селфи напротив окна.
Однако, если на улице стоит ясная погода и яркие лучи направлены прямо в комнату, получить рассеянный свет поможет полупрозрачная, белая тюль или простынь. Так, окно становится огромным софтбоксом, в котором ткань является рассеивателем.
Но что делать, когда за окном уже стемнело, а помещение до сих пор маленькое и не подходит для большого осветительного оборудования? В этом случае положение спасёт внешняя вспышка фотоаппарата или обычная лампа, которая будет направлена на потолок или стену. Световое пятно увеличится и осветит предмет или модель.
Подобный источник мягкого света любят использовать как портретисты, так и репортажники. Дело в том, что потолок превращается в подобие отражающего зонта.
Обращаясь к данному методу, не стоит забывать о том, что отражающие поверхности должны быть белыми. Иначе на этапе обработки придётся исправлять паразитные оттенки. Например, если свет будет направлен на стену с розовым оттенком, модель может получить на коже лишний розовый тон.
Ещё один способ решения проблемы – оборудование с регулированием мощности. По правилам, если источник стоит близко к модели, тени на изображении будут менее интенсивными. Поэтому можно использовать оборудование на близком расстоянии, если у него уменьшить мощность.
Как получить мягкий свет при съёмке с естественным светом
Во время рассмотрения методов получения мягкого освещения в небольшом помещении уже упоминалось о том, как это сделать с помощью естественного освещения. Успех и результат полученных фотографий во многом зависит от погоды, времени суток и площади окна.
Обычно для предметной или портретной съёмки стандартных габаритов оконного проёма бывает достаточно. В этом случае модель или предмет просто располагают максимально близко к окну, если погода стоит пасмурная.
Но если через стёкла проходит слишком интенсивный свет, придётся воспользоваться дополнительным рассеивающим материалом: белой полупрозрачной тканью или специальной фрост-рамой. Также для получения нужной степени светотеневого рисунка на кадре можно разместить модель и фотоаппарат от окна на таком расстоянии, когда жёсткий свет начнет превращаться в мягкий.
Как сделать мягкий свет на улице
Иногда фотограф сталкивается с ситуацией, когда сроки поджимают или клиент попался слишком требовательный. В этом случае, фотографировать придётся независимо от того, какая за окном погода. Повезти может, только в том случае, если солнце спрячется за облаками, ведь облачность — идеальные условия.
Пасмурное небо представляет собой гигантский софтбокс, который рассеивает солнечные лучи. Поэтому фотографирование на улице под облачным небом автоматически облегчает задачу и обеспечивает нежный светотеневой рисунок.
Но что делать, если на улице весь день ясно? Тут есть только несколько решений. Первый из них — расположить модель в тень. Тогда солнечные лучи не будут попадать в кадр, и переход станет плавным. Кроме этого можно поставить человека спиной к солнцу, а лицо подсветить отражателем. В этом случае, солнце сыграет роль контровика, а основным источником станет отражатель.
Более трудоёмким и затратным методом станет использование больших рассеивателей, которые перекроют солнечные лучи. Их располагают над моделью. Однако если нужно снять портрет в полный рост или по грудь, ткань придётся брать площадью не менее: 120х90.
Если ситуация позволяет перенести съёмку, лучше это сделать в рассветное или закатное время. Другими словами, в “золотые часы”, когда солнце располагается ближе к горизонту, а свет выходит максимально тёплым и рассеянным.
Советы, которые вы прочли в статье помогут вам получить качественные фотографии. А так же максимально выразить ваш творческий замысел. Если у вас возникли вопросы, задайте их в поле комментариев и наш эксперт ответит вам. Красивых и качественных фотографий вам! Творческого вдохновения и только отличных кадров!