Контровой свет в фотографии

Пейзаж свет солнца в объектив

Эта статья даст вам несколько практических советов и рекомендаций, которые помогут сделать качественные фото в контровом свете. Вы увидите примеры, схемы света и видео уроки.

Содержание

Что такое контровой свет

Контровой свет — это тип освещения, при котором основной источник света располагается позади снимаемого объекта или напрямую перед объективом фотоаппарата. Источник может располагаться не только строго по центру: он может падать сбоку, снизу, сверху.

Обязательное условие – расположение сзади объекта (модели) с направлением строго в камеру. Положение считается закономерным, так как данное освещение считается рискованным, может ухудшить результаты. Контровой свет в фотографии лучше применять фотографу, обладающему достаточными знаниями. Не разбираясь во всех нюансах, контражурный свет превратит интересный снимок в сплошное тёмное пятно.

 

Контровой свет — это не только поток света, поступающего от естественного источника, но также и искусственного. В отличие от фонового он не подсвечивает задний фон, а делает на изображении художественный акцент, придающий фотографии яркость и контрастность.

Также контровой свет в фотографии используют для придания модели или объекту более нежного образа. Главное во время съёмки следить, чтобы источник света не попадал в кадр. Это может привести к появлению лишних, неэстетичных бликов, не являющихся творческим приёмом.

В фотографической практике важно научиться работать с контровым светом для придания собственным фотографиям глубины и объёма. Именно расположение источника света позади объекта даёт возможность фотографу с лёгкостью контролировать тени. Достаточно менять своё положение относительно солнца, тем самым удлиняя, укорачивая теневые зоны.

Что нужно учесть при съёмке

Профессиональные и качественные снимки контровый свет позволит сделать в том случае, когда фотограф подробно изучил все хитрости съёмки и полезные приёмы. Наиболее простым способом является вспышка: лицо модели будет освещаться так же ярко, как и задний фон.

Одновременно можно использовать плюсы заднего освещения. В этом случае важно следить, чтобы портрет не был переэкспонированным. Чтобы избежать данной ошибки, рекомендуется устанавливать импульс малой мощности.

Другой способ – прикрыть вспышку белым листом бумаги, выступающего в качестве рассеивателя. Он необходим для избежания бликов на лице модели, делая цвета ровнее, менее контрастнее. Если во время съёмки вспышка отсутствует, единственным верным решением остаётся правильная настройка фотоаппарата.

Настройка фотоаппарата

При съёмке в солнечную погоду фотограф может столкнуться с двумя главными проблемами: резкие тени, передержка снимка. При попадании большого количества света снимок получается прозрачным. В этом случае автоматика не всегда работает корректно, поэтому важно уметь работать в ручном режиме, максимально контролировать съёмочный процесс.

Большое количество солнечных лучей может присутствовать только на фотосъёмке с малыми значениями чувствительности. Для этого нужно настроить ISO фотокамеры на 50–100.

Преимуществом ручного режима для съёмок с контровым светом считается свободный выбор диафрагмального значения для регулирования потока света через объектив. Лучше выбирать диафрагмальные значения 8, 11 или 16.

Ещё одним важным параметром настройки является выдержка или время срабатывания затвора камеры. Короткие интервалы позволяют избегать пересветов при съёмке с контровым светом.

Для начинающего фотографа полезным будет гистограмма. С её помощью можно делать несколько пробных снимков для выявления недоэкспонирования или переэкспонирования. Если гистограмма находится справа и укорочена: слишком высокий уровень яркости. В этом случае требуется большее диафрагмирование объектива и установка короткой выдержки.

Когда съёмка проходит в условиях очень сильной освещённости, встроенного диапазона ISO и выдержки может не хватить, и потребуются нейтральные-серые фильтры для уменьшения потока света.

Нелишними полезными настройками будут выставление точечного режима экспозамера и положительная экспокоррекция. Так интенсивность света будет измеряться с объектом в фокусе, который совпадает с точкой замера. Положительная экспокоррекция даст при съёмке более чёткие детали в тени.

При использовании контрового света в фотографии не рекомендуется задумываться о ярком фоне. Могут появиться различные дефекты, такие как пересвет, слишком тёмные зоны, размытый фон.

Как сделать контровой свет схемы света

Контражур в фотографии – световая схема, в которой основной источник располагается за объектом или моделью. При правильном использовании на улице или в студии объект выделяется ярким контуром.

Схема для получения контрового света с одним источником

В этом случае один источник света располагается сзади модели так, чтобы его не было заметно в объективе. Можно применять как контровый свет без заполнения, так и контровой свет с заполнением, используя рефлектор.

Схема позволяет получить драматичные кадры, обрисовывая силуэт модели с помощью экспонирования по самым светлым участкам. Сделать это можно через точечный экспозамер, выбрав самый светлый участок, либо уменьшить общую яркость снимка до тех пор, пока все участки не станут чёрными.

Для более сбалансированного очертания модели можно поместить отражатель между моделью и камерой, заполняя тени.

Схема контрового света с тремя источниками света

Наиболее распространённая световая схема. Подходит для предметной, портретной съёмки. Источники контражура подчёркивают форму объекта, линии фигуры. Рисующий свет спереди предотвращает превращение модели в тёмный силуэт.

В схеме рекомендуется использовать два стрипбокса, подчёркивающие фигуру и отделяющие модель от фона. Источник света спереди подсвечивает лицо.

Если фотограф хочет, чтобы съёмка приобрела более креативный вид, достаточно выключить передний источник света, акцентируя внимание на силуэте.

Схема света для съёмки силуэта

Основная задача фотографа во время съёмки в контровом свете это сделать так, чтобы на модель или объект попадало наименьшее количество световых лучей. Для достижения наиболее качественного результата потребуется постобработка: удаление лишних деталей, повышения контраста.

Фотографию силуэта при контражурном освещении лучше делать при помощи любых насадок на свет, за исключением портретных тарелок. Подойдут рефлекторы со шторками.

Фотоконтур

Контровой свет при съёмке портретов

Для запечатления портретов на улице при солнечном свете, используя контражурное освещение, рекомендуется подбирать ранее время утром или вечернее во время заката. Данные временные промежутки отличаются от остальных тем, что свет, поступающий от солнца, становится нежнее из-за небольшого угла падения.

фото на закате

При грамотном расположении контровика на фотографии можно добиться сияющего красивого ореола вокруг головы модели. Для этого достаточно выбрать тёмный задник. Желаемый контраст можно получить, если фотографировать на улице, используя в качестве задника листву или затенённую стену здания.

Если фотограф хочет получить более равномерный контровый свет в фотографии, солнце должно находиться точно за спиной модели или немного в стороне.

Четыре проверенных способа, как получить интересные и красивые портреты в контровом свете

Многим известно, что сделать хорошие фотографии в контровике во время полуденного солнца маловероятно. Для положительного результата нужно подождать, пока солнце не скроется за голову модели. Но это не единственный совет, который поможет сделать качественные и красивые снимки с контражурным светом.

  1. Снимать в 15–16 часов дня, чтобы солнце не попадало в кадр. Данный временной промежуток подойдёт для силуэтной фотографии, так как будет присутствовать сильная разница между контрастом фигуры человека и солнцем. При обработке можно добавить оранжевые оттенки для придания тёплого эффекта.
  2. Дождаться момента, когда солнце опустится ближе к горизонту, но не окраситься в оранжевый. Можно получить нежные и приятные засветы, если поместить модель под солнцем.
  3. Когда солнце приближено к закату, приобретая ярко-оранжевый свет, сделать портретную фотографию в контровике становится труднее. Сделать одновременно проэкспонированную модель и солнце не получится. У фотоаппарата не хватит диапазона для стабилизации контраста. В этом случае подходящим будет спрятать солнце за моделью или зданием, чтобы лучи не стали слишком яркими и выжигающими.
  4. Если творческая идея заключается в присутствии солнца в кадре, рекомендуется использовать отражатели или вспышки для выделения обоих объектов. Основным секретом успешных фотографий в контражурном освещении является наличие солнечной погоды и жёсткого света. Применение вспышки придаёт необходимый подсвет модели. Важно помнить, что в пасмурную погоду данный способ не сработает.

Контровой свет при макросъёмке.

Данный режим съёмки с контровым светом считается наиболее простым. Все природные элементы: травинки, листья, цветы будут смотреться волшебно при заднем освещении.

Фото рябины, солнце сзади

В случае когда подходящий естественный свет отсутствует, можно получить контровое освещение искусственным путём с помощью внешней вспышки.  Достаточно расположить её сзади объекта и управлять через камеру. Очень часто искусственный источник для контражурного освещения применяют в предметной макросъёмке в студийных условиях.

Контровой свет при съёмке пейзажа

Такой приём, как съёмка против света широко используется не только в портретной фотографии, но и пейзажной. При попадании солнечных лучей в сторону объектива объекты вокруг приобретают чарующий эффект. Особенно прекрасными снимки могут получиться при появлении солнечных лучей сквозь облака, делая небо заслуженным героем композиции.

Пейзаж в режимное время

Фото пейзаж облака

Пейзажная фотография, сделанная с контражуром, может сочетать в себе силуэты различных природных объектов или моделей. При этом сам объект будет максимально затемнён, а окружение находится под световым ореолом. Способ станет отличным помощником в получении волшебных кадров. Важно в процессе фотографирования следить, чтобы солнечный диск не попал в композицию. Лучше, если его расположить за моделью, вызывая солнечный ореол.

Ещё один способ получения красивых фотографий – более узкий угол обхвата, с помощью которого солнечный свет будет выведен за рамки изображения. В результате получаются красивые кадры паутины, так как без достаточного заднего освещения тонкие нити не будут видны. Также подходящей идеей будет туманная съемка против света. Это даст эффект внутренней освещённости тумана.

Фото паутины

фото туман

Известно, что чем ближе опускается солнце к горизонту, тем более насыщенным и нежным получается освещение. Особенно если свет будет поступать сбоку, создавая вокруг предмета светящийся контур.

Контровой свет при съёмке на закате

Солнечный закатный свет может стать не только подходящим источником контражура, но и цветовым оформлением кадра. В закатный час солнечный свет становится менее ярким. Его можно нейтрализовать любой вспышкой. Такой приём фотографы используют для подсвета деталей или объекта на первом плане.

Также есть ещё один более сложный вариант. Его смысл заключается в придании лица модели те же оттенки, которые имеет закатное небо. Для получения эффекта понадобится внешняя вспышка, управляющая через камеру. Вспышку следует помещать ближе к модели вместе с рассеивателем и фильтром необходимого оттенка.

Как снимать против солнца

Съёмка против света солнца является генератором оригинальных кадров. Контражурное освещение позволяет делать силуэтные фотографии людей, животных, архитектурных строений, природные элементы. Эффектными смотрятся силуэты на фоне закатного неба.

Для получения таких кадров достаточно снимать с очень низкой точки так, чтобы линия горизонта отсутствовала на снимке. Связано это с тем, что объект, находящийся ниже линии сольётся с фоном.

Дополнительные технические средства

Делать фотографии со светосильным объективом при ярком солнечном свете – задача сложная. Если фотограф не может снимать в более подходящее время, ему понадобятся дополнительная техника для осуществления контровой съёмки. К наиболее полезным относятся:

  • Фильтры
  • Отражатели
  • Солнечная бленда

Применение подходящих фильтров для получения качественных кадров зависит от условий съёмки. Для получения контрового света в фотографии используют поляризационные или градиентные фильтры.

Отражатели – необходимые помощники для постановочных фотографий с контровым светом. Они помогают отразить солнечные лучи и направить их на главный объект кадра, высвечивая полутоновые переходы. В качестве активной подсветки также используют вспышки, которые помогают проработать тени и света на ярком фоне.

Бленда – цилиндр из пластика, надевающийся на объектив. Он нужен для ограничения попадания бокового света, позволяя фотографу делать снимки без бликов и засветов.

Что фотографировать против солнца

Выбирать основной объект для съёмок против света фотограф будет сам. Однако существуют популярные сюжеты с применением контрсвета – восходы и закаты. Такие фотографии не имеют светового перегруза. Они очень красивы в природном и цветовом плане, особенно если присутствуют облака и отражение на водной поверхности.

Наиболее художественными кадры получаются с облачностью от 30 до 50%. Но в данной ситуации у фотографа появляется мало времени на съёмку, поэтому рекомендуют продумывать сюжет композиции заранее.

Не менее важным является заранее выбрать место и настроить фотоаппарат. Движение солнца – это быстрый процесс, поэтому у фотографа есть всего несколько попыток. Снимать лучше в формате RAW для осуществления дальнейшей постобработки.

Оптические эффекты

Контровой свет в фотографии это способ получения различных оптических эффектов: бликов и дифракции. Процесс появления эффектов в изображении лучше контролировать, так как блик в ненужном месте испортит удачный снимок.

Красивыми получаются кадры с контражурным освещением, если между солнцем и объектом находится листва дерева. Модель получается не сильно засвеченной, а лучи, проникая сквозь ветки, создают художественные блики.

Дифракция по своей природе – нежелательный эффект, но в некоторых творческих задумках может усилить настроение. Эффект возникает при сильном диафрагмировании объектива, поэтому во время съёмки нужно скомпоновать кадр так, чтобы солнце частично скрывалось за кадром.

Некоторые трудности и ошибки при съёмке против солнца

Осуществлять съёмку в контровом свете фотограф может лишь по нескольким причинам. Первая – отсутствие другого времени и ракурса для запечатления удачного кадра. Вторая причина – применение контражура в качестве творческого замысла.

Использовать контражур в фотографии является сложным процессом. Основной проблемой считается большая фотографическая широта пейзажа и сильная разница между самыми тёмными и светлыми участками. Кадр получается сильно контрастным с плохо проработанными участками полутонов. Основной объект в этом случае получится чёрным. Решить данную проблему можно лишь выбором другого времени суток для фотографирования.

Рекомендуется также избегать фотографирование в самый разгар солнечного дня. Наиболее подходящим временем являются утренние или вечерние часы. Когда солнце располагается низко, небо рассеивает лучи, позволяя запечатлеть интересные оттенки.

Если у фотографа остаётся вариант снимать только в разгар дня, ему следует следить за тем, чтобы объектив не был направлен на солнце. Это может стать причиной дефекта матрицы фотоаппарата.

Несколько полезных советов для съёмки в контровом свете

Выбирая световую схему, основанную на контровом освещении в фотографии, фотограф ставит перед собой задачу получить в результате кадры, на которых отсутствуют засветы, слишком затенённые участки, избыток солнечных бликов. Чтобы добиться хорошо проработанной фотографии, можно следовать советам, представленным ниже.

Совет №1 заранее подготовьте фотоаппарат

После того как фотограф определился, что снимать с контровым светом, ему необходимо заранее подготовить свой фотоаппарат. Самым важным пунктом является выбор формата кадров. Снимать работы, связанные с контражурным светом, следует в формате RAW. «Сырой» материал легко поддаётся обработке, включая изменение экспозиции.

Если фотомодель располагается на фоне солнца или яркого источника освещения, понадобится вспышка для подсвечивания лица. Установка маломощного импульса предотвратит сильного пересвета. Также во время фотографирования важно получить чёткие детали. С этим сможет помочь положительная экспокоррекция.

Совет №2. Используйте атмосферные частицы

Наличие водяных брызг, пыли, тумана и пара в воздухе станут отличными помощниками в получении волшебного света под нужным углом. На фото с их помощью можно изобразить красочные различные пейзажи с контровым подсветом. Особенно если процесс выпал на закатное или утреннее время.

Наличие небольшого тумана сделает природную фотографию с контровым освещением более объёмной за счёт солнечных лучей, подсвечивающих атмосферные частицы. В условиях студии некоторые фотографы используют водные брызги для съёмки портретов, создавая эффектные кадры.

Совет №3. Затеняйте объектив во избежание засветок

Попадание ярких лучей солнца на переднюю линзу могут привести к серьёзным проблемам, таким как деконтрасту, засвету и появлению многочисленных цветовых пятен. Избежать нежелательные дефекты можно при помощи специальной бленды для объектива или подручными средствами (рукой, элементом одежды или листом бумаги). Ещё один действенный способ – выведение источника освещения за пределы кадра.

Такой способ широко применяется в пейзажной фотографии, когда главные герои композиции максимально затенены и обведены световым ореолом. Солнце должно располагаться вне кадра ближе к горизонту, создавая контраст объекта с ярким задним фоном.

Совет №4. Выставляйте динамический диапазон правильно

Контровой свет в фотографии – примеры того, как создаётся большой разброс между светом и тенью. Поэтому важно использовать поляризационные фильтры, способные поглотить прямые лучи света и избавиться от лишних бликов.

Особенно фильтры необходимы, если съёмка в контровике происходит при дневном освещении. В любом случае придётся выставлять экспозицию, чтобы основные тона не потеряли детализацию.

Совет №5. Снимайте в «низком ключе»

Низкий ключ предполагает присутствие сильных теней, выделение светом только основных деталей композиции. Например, в портретной фотографии светом выделяют лишь щёки, плечи, волосы и лоб, делая остальные участки композиции бесцветными. Приём делает изображение более драматичным.

Совет №6. Используйте тёмный фон

В выгодном свете объекты выглядят при контрсвете на темном фоне. Природный такой фон может быть лесом, затенёнными холмами, сквозными гротами и т. д.  Искусственный фон при съёмке контрового света в студии – это чёрная стена или ткань, а также имитация в виде разнонаправленных световых источников.

Помимо этого, контровый свет в фотографии создаётся при помощи мощного рефлектора сзади модели. Приём создаёт световой ореол у модели, делает лицо контрастным и детализированным.

Совет №7. Не пренебрегайте постобработкой

Многие проблемы на фотографиях решаются с помощью последующей обработки в специальных программах. Существует большое количество платных и бесплатных редакторов для новичков и продвинутых таких, как ФотоМАСТЕР, Photoshop, Adobe Lightroom и другие.

С их помощью фотографы могут изменить баланс белого или экспозицию, сделать физические изменения в фигуре или лице модели, осуществить ретушь портрета, убрать лишние детали или объекты, применить дополнительные художественные стили, высветлить или затенить участки. А также придать фотографии художественный замысел, выделяя нужный цвет.

10 лайфхаков для съёмки с контровым светом

  1. Человеку, который только знакомится со световыми схемами и впервые сталкивается с контрсветом, рекомендуется работать с постоянным источником освещения, чтобы сразу видеть контровик. При отсутствии постоянного света в фотостудии можно использовать пилотный свет на импульсном источнике. Он будет менее мощным в отличие от результата после нажатия затвора, но продемонстрирует наложение света, толщину контрового освещения.
  2. Для съёмки с контровым светом в студии лучше использовать стрипбоксы. Большие размеры позволяют осветить модель во весь рост, а узкая форма не даёт свету попасть на задний фон. Для получения цветного контровика понадобится рефлектор. Рефлектор – источник жёсткого света, поэтому обязательно на него ставить специальную насадку-шторки. Регулируя их, можно направлять поток света в нужную сторону. Теоретически подойдут другие софтбоксы. Но в этом случае придётся отсекать свет от фона чёрными флагами, либо надевать на источники соты, уменьшающие световой поток, делая его направленным.
  3. Для уличной фотографии также можно найти естественный источник контрового освещения. Самый простой и распространённый – солнце, расположенное сзади объекта или впереди объектива. В этом случае важно ознакомиться с особенностями съёмки, необходимым техническим оснащением, а также настройками фотоаппарата.
  4. Получить в кадре мягкий свет, освещающий и модель, и задний фон, можно только в период «золотого часа». Ими называются час до рассвета и час после заката, когда солнце не достигло своего светового пика.
  5. Чтобы на фотографии не потерять в тени важные детали человеческого лица и не сделать фон плоским без фактуры и пересвеченным, лучше установить передний источник света или отражатель для распределения света на модель. Если нет отражателя, можно использовать белый лист, бумажный лист, стену здания, белую ткань или элемент одежды.
  6. Если во время фотографирования понадобился дополнительный источник света, в фотоаппарате можно включить функцию брекетинга экспозиции. Техника делает от 3 кадров разной освещённости: светлый, средний и тёмный. Так получаются одинаковые кадры разной яркости, которые во время обработки совмещают. В результате получается фотография с проработанным задним фоном, хорошо освещённой моделью и контровиком.
  7. Нелишним будет использование режима точечного замера экспозиции. В этом случае фотоаппарат будет измерять яркость небольшого участка, игнорируя остальное. Лучше фокусироваться на тёмном участке модели для получения качественного результата. Перед применением режима лучшее заранее ознакомиться с экспозицией более подробно.
  8. Если творческий замысел требует получения световых бликов, достаточно источник контажурного освещения расположить в кадре частично. Когда блики и засветлённые участки не нужны, можно использовать бленду.
  9. Для получения нежного снимка с низким контрастом фотографу нужно расположиться так, чтобы источник света попадал в объектив фотоаппарата. Однако для начала стоит сделать пробные кадры и менять положения для получения в результате наиболее оптимального эффекта.
  10. При фотографировании силуэта с контровым светом рекомендуется располагать модель в профиль. Так, портрет станет наиболее узнаваемым и не превратится в сплошное чёрное пятно. Особое внимание стоит уделять позам: они должны быть легко различимы и не менее интересны. Расположение модели в фото с контровым светом является самым важным этапом во время съёмки, так как на композиции фон и чёрный силуэт без детализации являются единственными составляющими.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, то задайте их в окне комментария и наш эксперт даст ответ.

Поделитесь личным опытом настройки света и использования источников света для съёмки в контровом свете в комментарии. Поделитесь этой статьёй с друзьями в соцсетях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: