В данной статье можно узнать, как сделать пинхол камеру собственными руками, в чём его особенность, а также когда появились первые прототипы.
Фотоаппарат по своей природе является светонепроницаемой коробкой с технологией контролирования света и проецирования изображения на специальный светочувствительный носитель.
Такое определение кажется довольно сложным, но если разобрать устройство на части, можно прийти к выводу, что его можно собрать и в домашних условиях.
Содержание
- 1 Что такое пинхол фотография
- 2 История пинхол камеры
- 3 Камера обскура
- 4 Пинхол камера
- 5 Отличия
- 6 Создание собственной камеры
- 6.1 Необходимые материалы
- 6.2 Сборка внешней оболочки
- 6.3 Сборка головки обратной перемотки
- 6.4 Сборка стороны с отверстием
- 6.5 Установка приёмной катушки
- 6.6 Изготовление и установка пинхола
- 6.7 Изготовление и установка затвора
- 6.8 Завершение камеры
- 6.9 Заправка плёнки в пинхол камеру
- 6.10 Съёмка на вашу пинхол камеру
Что такое пинхол фотография
Это изображение, полученное с помощью стенопа. Стено́п — фотографический аппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие.
По своей природе пинхол фотографии почти ничем не отличаются от других фотографических направлений. Особенностью является проецирование изображения на светочувствительный материал не через объектив, а через маленькое отверстие в корпусе.
Главное, чтобы диаметр отверстия не превышал 5 мм. Такой размер необходим для того, чтобы при попадании света внутрь, плёнка не засвечивалась сразу. Хоть конструкция и считается простой, объекты композиции всегда будут получаться расплывчатыми.
Пинхол подходит для любителей креативных направлений или просто тех, кто предпочитает экспериментировать и пробовать новые фотографические приёмы.
История пинхол камеры
Первые упоминания о работе пинхола можно найти в истории Китая во времена 5 века до нашей эры. В 4 веке до н.э. Аристотель начал детально изучать это явление.
Люди, которые интересуются фотографическим миром и её составляющими, при изучении истории хоть раз сталкивались с таким понятием как “камера-обскура”. Именно с её помощью много веков назад можно было получить первое пинхол-изображение.
Учёные экспериментальным путём обнаружили, что солнечный свет распространяется с помощью прямых линий. Сделав просвет с очень маленьким диаметром в стене тёмного помещения, они выявили, что снаружи на противоположной сцене проектируется изображение.
Подобную технику в первую очередь начали использовать художники во времена Ренессанса, проецируя пейзажи или портреты людей на холст. Такой метод делал процесс более быстрым и простым. Проецирование на холсте стало настоящей революцией в сфере портретной живописи, напоминая работу современных копировальных машин.
Со временем были изобретены специальные светочувствительные пластины, с помощью которых люди научились фиксировать изображение. Само слово pinhole впервые употребил в фотографическом смысле шотландский физик Дэвид Брюстер в 1856 году.
В своей книге он подчеркнул тот факт, что со временем, с развитием чувствительности фотоносителей, камера без линзовой оптики станет возможно самым популярным инструментом многих фотографов.
Кроме этого, он упомянул, что с помощью данной техники смог спроецировать изображение бюста при слабом источнике света, сделав дырку в корпусе диаметром меньше дюйма, потратив на съёмочный процесс 20 минут.
Именно благодаря этому Брюстер является первым, кто применил технику малого отверстия для получения фотографии. Однако технология “темной комнаты” для фотографов всегда была на втором плане, так как первые объективы появились до того, как были разработаны пленочные технологии.
Не менее интересным фактом является применение камеры-обскура разными исследователями и даже шарлатанами, которые со временем успели усовершенствовать ее: сделать более компактный корпус, сменить маленькую дырку линзой. Именно такой вариант приходит на ум, когда идет речь о первых опытах по изобретению фотографии.
Начиная с Кеплера, обскура на протяжении своей истории смогла приспособиться к разным нуждам, а также получила другие названия, среди которых особенно запомнились “камера-клара” или “рефлекс-камера”.
Свою популярность пинхол-фотография получила лишь к 90-м годам 19 века. В различных европейских странах, в Америке, Японии продавались подобные модели со специальными съёмочными наборами, издавались обучающие книги и даже образовывались целые сообщества.
Камера обскура
Обскура стала предшественником современных моделей фотоаппаратов. Простое по конструкции приспособление позволяло получить оптическое изображение.
Это простая коробка, сделанная из непроницаемых материалов, отверстием и экраном. Экран покрывался тонкой белой бумагой или матовым стеклом.
Принцип работы камеры-обскура заключался в том, что лучи света, проходящие через просвет, формировали перевёрнутый рисунок на том самом экране. Размеры отображаемых предметов зависели от расстояния между дыркой и противоположной стенкой. Если расстояние станет меньше, изображение объектов — больше.
Качество картинки зависит от диаметра прокола: чем меньше размер, тем чётче и темнее будут изображены объекты. С увеличением диаметра резкость изображения становится хуже, однако повышается яркость.
Данное явление напоминает работу современных объективов, что лишний раз доказывает, что обскура является предшественником современных фотоинструментов.
Пинхол камера
Пинхол камера работает по такому же принципу, как и обскура. Практически она является уменьшенной версией “тёмной комнаты”, но вместо холста используется уже сенсор или фотоплёнка. Пинхол напоминает современные модели фотоаппаратов, где оптикой является заглушка с маленьким отверстием.
Конструкция имеет фиксированные размеры сенсора, и единственным её параметром считается фокусное расстояние. Расстояние между средней точки линзы до точки системного фокуса влияет на обзорный угол, а также угол поступления луча света на плоскость изображения.
С увеличением расстояния фокуса будет уменьшаться и сам угол обзора. Изменение данного параметра оказывает сильное воздействие на проецирование снимаемой модели.
Если фотограф будет снимать одну композицию, постепенно изменяя расстояние и при этом оставляя объект во всём кадре, он сможет заметить, как будут сильно меняться внешние признаки предмета или черты лица модели.
Если сравнивать обычный фотоаппарат с пинхол камерой, последняя имеет большое количество недостатков:
- Отверстие не может иметь нулевой размер, что говорит о том, что на каждую сенсорную точку падают множество лучей сразу. Именно поэтому картинка становится размытой.
- Если диаметр отверстия будет слишком маленьким, на изображение появится дифракция. Чтобы избежать подобный эффект, нужно подобрать оптимальный размер волны и фокусного расстояния.
- Каждый пиксель образуется поступлением небольших световых лучей. Чтобы получить качественную картинку, необходим сенсор, чувствительный свету, и длинная выдержка.
Несмотря на отрицательные моменты, pinhole камеры обладают и рядом преимуществ, из-за которых им пользуются и по сей день. Наиболее важными являются:
- Бесконечная глубина резкости.
- Простая и дешёвая конструкция, которая может быть больших и маленьких размеров.
- Проецированное изображение не имеет дисторсии.
- Можно применять для целей, в которых невозможно использование оптических систем. Например, вместе пленки поместить массив детекторов частиц для получения фотографий количества частиц.
Отличия
Прежде чем задумываться о том, стоит ли менять фототехнику с объективом на оборудование без, следует тщательно разобраться в некоторых отличительных особенностях. Основной отличительной особенностью считается экспозиция. Но есть и другие параметры, которые могут стать преимуществом.
О том, как определять правильную экспозицию и соответственно настраивать её параметры в камере читайте здесь:
https://photographyx.ru/basics/ekspozicziya-v-fotografii
Определение экспозиции
Среди всех известных параметров фототехники в первую очередь стоит обратить внимание именно на экспозицию. Если посмотреть на объектив, у которого диафрагма максимально закрыта, можно отметить, что она чем-то напоминает pinhole.
При различных схожих условиях, когда фотограф снимает на закрытой диафрагме, ему понадобится более длинная выдержка. В случае с пинхол-камерой подобный эффект будет только усиливаться.
Для многих представителей pinhole экспозиция при ярком солнечном свете в среднем занимает 5 секунд. В более тёмных условиях — более 15 минут. Если фотограф решает купить пинхол, ему необходимо подробно ознакомиться с точным значением апертуры.
Для определения диафрагмы есть специальные математические формулы. Также можно провести тестовую съёмку, что считается не только простым методом, но и очень увлекательным.
Эффективный способ по тестированию — использование экспонометра для определения выдержки на диафрагмальной настройке 5.6, которую нужно будет умножить на 1000. Если экспонометр покажет значение 1/125, то у пинхол выдержка составит 8 секунд.
Когда значение апертуры определяется с помощью формулы, нужно взять диаметр отверстия и расстояние до сенсора. Если результат показывает 10 секунд, то фактически экспозиция является больше.
Стоит помнить, что математическое определение показателя является довольно сложным. Лучше идти путём, где ответы приходят через множество проверок и исправления ошибок. Например, для опыта можно выбрать одну сцену с постоянным источником света.
Определение выдержки происходит для значения диафрагмы f/4 при помощи экспонометра. Полученное число умножается на 1000. Далее следует провернуть те же вычисления с другими диафрагмальными настройками: 5.6, 8, 11 и так далее. При проявлении фотоплёнки можно будет понять, какая экспозиция больше всего подходит для съёмки.
Также можно отметить тот факт, что профессиональные фотографы для подобных съёмок выбирают плёнку с минимальной чувствительностью: ISO 100 и меньше. Ведь чем дольше будет проходить экспонирование, тем меньше будет появляться ошибок во время процесса.
Движение
Как известно, на длинных выдержках любое незначительное движение приведёт к размытию картинки. Можно сделать вывод, что pinhole не подходят для подвижных кадров.
Большую часть времени фотографу предстоит стабилизировать технику штативом или иным альтернативным вариантом. Весьма интересными могут получиться уличные фотографии, так как всё движение будет размытым и фактически невидимым.
Но движение не всегда считается чем-то плохим и ненужным. Ведь именно размытость от движения может придать фотографии необычный творческий эффект. Например, фотограф может получить двойную экспозицию из-за передвижения фотоаппарата во время съёмочного процесса.
Глубина резкости
У стандартного фотоаппарата с объективом, если настройки диафрагмы имеют минимальные значения, то глубина резкости становится больше. С увеличением глубины резкости происходит увеличение диапазона расстояний, где объекты находятся в фокусе.
При маленькой глубине резкости фокусировка происходит на 9 метрах от фотографа, и в фокусе находятся предметы от 8,5 до 10 м. При повышенной глубине резкости в фокусировке могут быть объекты уже от 6 до 12 м.
В отличие от обычной камеры пинхол будет держать в фокусировке все предметы одинаково. Если дырка слишком большая или не имеет правильную форму, снимаемые объекты в кадре будут одинаково нечёткими.
Данное явление избавляет фотографа от постоянных настроек фокуса в зависимости от расстояния до главного героя композиции. Также это говорит о том, что когда происходит съёмка сцены с предметами, расположенными на минимально близком и максимально далёком расстоянии от корпуса, все они будут находиться в фокусировке.
Подробно о глубине резкости читайте здесь: https://photographyx.ru/basics/diafragma-obektiva
Искажение в пинхол камере
Если человек посмотрит на снимки, полученные с помощью широкоугольной оптики, он может наблюдать, как ровные линии становятся немного изогнутыми. Данный эффект связан с особенной формой линз. Среди фотографов феномен получил название бочкообразная дисторсия.
Известно, что разновидность объектива “рыбий глаз” предоставляет максимальную бочкообразную дисторсию. Pinhole, в свою очередь, не образует изогнутый эффект. Все прямые линии, снятые на плёнку, остаются прямыми. Поэтому архитектурная фотография становится предпочтительнее для съёмки.
Создание собственной камеры
На просторах интернета можно встретить огромное количество видеоуроков о том, как сделать камеру обскура своими руками из любых материалов, которые можно найти в доме. Многие конструкции, которые люди сделали самостоятельно, обладают серьёзными недостатками, несмотря на умение создавать изображение.
Во многих случаях вместо плёнки используют обычную фотобумагу. С последней намного сложнее работать, чем с фотоплёнкой, не говоря уже о том, как трудно её отыскать.
Также есть одноразовые конструкции, которые могут снимать только по одному кадру. Такой вариант не очень удобен, фотографу приходится разделять кадры и проявлять плёнку или фотобумагу.
Ниже предоставлена информация о том, как смастерить простой, но весьма усовершенствованный вариант камеры с 35 мм пленкой. Ее особенность будет заключаться в возможности заряжать и разряжать при наличии сильной освещённости, а также в долгом сроке службы.
Необходимые материалы
Для того чтобы создать практичный и рабочий экземпляр, потребуются:
- Большой лист картона толщиной 5 мм
- Тонкий металлический лист размерами 2х2 см
- Пустые плёночные 35 мм стержни
- Пластиковый цилиндрический корпус от шариковой ручки
- Акриловая краска чёрного цвета
- Качественный клей для творческих поделок
- Острый нож
- Тонкая игла
- Наждачная бумага с мелким зерном
- Настольная лампа или фонарик
- Длинная металлическая линейка
Сборка внешней оболочки
Готовая pinhole camera состоит из двух основных частей: внешней оболочки и стороны, на которой будет расположено отверстие. Создание конструкции всегда начинается с внешнего каркаса. Необходимо из большого листа пенокартона вырезать:
- Заднюю стенку размером 138 х 73 мм
- Верхнюю панель размером 138 х 33 мм с полукруглыми отверстиями для плёночных катушек 24 мм
- Дно с такими же параметрами, как и верхушка
- Боковые стороны — 2 штуки с габаритами 63 х 33 мм
- Слот для головки обратной перемотки — 39 х 10 мм
Аккуратно вырезанные части нужно плотно склеить между собой с помощью клея.
Сборка головки обратной перемотки
Чтобы собрать головку обратной перемотки, потребуется пустая катушка от плёнки и часть шариковой ручки. Катушку нужно разрезать так, чтобы соотношения стороны составляли 1:3. Длина трубки от ручки должна быть такой длины, чтобы можно было приклеить её изнутри катушки и 21 мм оставить снаружи.
Главное – запомнить, что регулятор перемотки не надо приклеивать. Он фиксируется только при соединении внешней оболочки и стороны с дыркой.
Сборка стороны с отверстием
Считается самой сложной составляющей камеры. Конструкция напоминает внешнюю оболочку только вместе с приёмной катушкой, просветом и затвором.
Для сборки нужно взять лист пенокартона размерами 127 х 60 мм и вырезать посередине квадратное отверстие параметрами 15 х 15 мм. После этого идёт подготовка верхней и нижней части. Для верхней нужен лист 127 х 29 мм, на котором делают два отделения, диаметрами 9 и 12 мм.
Главное тщательно отметить их расположение: левое отверстие должно быть на расстоянии от боковой стороны на 15 мм и от нижней стороны на 12 мм, правое — на 14 от правой и 8 от нижней. Нижняя часть конструкции вырезается таких же размеров, как и верхняя — 127 х 29 мм.
Также для стороны с просветом потребуются две боковые стороны 50 х 29 мм и 2 распорки 50 х 27 мм. Чтобы механизм работал исправно, создаются два блокатора для плёночной кассеты и прокладка для приёмной катушки. Обе детали имеют одинаковые размеры — 27 х 17 мм. Все полученные части соединяются клеем.
Установка приёмной катушки
Составляющую склеивают из двух катушек, пропуская одну через отверстие в верхней части корпуса с правой стороны. Важно обратить внимание, чтобы соединяемые части были хорошо отшлифованы и образовывали между дисками 11 мм зазор. Приклеивая части, нужно следить за количеством клея, так как катушка должна свободно вращаться.
Изготовление и установка пинхола
В металлической пластине размерами 2 х 2 см нужно сделать маленькую дырку. Лучше сделать это иглой от шприца или от аэрографа. Также может подойти очень тонкая швейная игла.
Под металл нужно подложить ненужную подложку и проделать дырку, постукивая молотком. После того как отверстие было сделано, важно отшлифовать неровности с внутренней и внешней стороны. Получившуюся деталь осталось приклеить к передней стороне фотоаппарата изнутри между двумя распорками так, чтобы она целиком закрывала квадратную дырку.
Изготовление и установка затвора
Для создания последней детали потребуются две полукруглые прокладки размером 3х10 мм, кольцо с внешним и внутренним диаметром 45 и 27 мм, а также затвор длиной 45 мм. Прокладки и затвор вырезаются из круга, который диаметром полностью совпадает с кольцом. На задвижке главное – сохранить место для будущей ручки.
Прокладки вместе с кольцом приклеиваются к самому корпусу. Затвор трогать не нужно. После приклеивания деталей важно подождать, пока всё полностью засохнет, чтобы потом вставить затвор. Если задвижка прижалась плотно к корпусу, можно слегка срезать края или отшлифовать.
Завершение камеры
Проверить результат работы можно в слабо освещённом помещении с помощью фонарика. Свет укажет на то, как были склеены детали, и есть ли между ними щели. При обнаружении щелей можно воспользоваться обычной краской чёрного цвета для их заполнения.
Для лучшего результата краску наносят в пару слоёв. Если трещины достаточно большие, перед покраской нужно заполнить их клеем, а краску нанести сверху.
Фотоплёнка довольно чувствительна и может поцарапаться даже в самых профессиональной технике. Для того чтобы избежать в дальнейшем какие-либо дефекты, можно на выпирающие части наклеить полоски из мягкой ткани.
Заправка плёнки в пинхол камеру
Для заправки плёнки пинхол кладут отверстием вниз так, чтобы верхняя часть смотрела в противоположную сторону. Катушку с плёнкой необходимо поместить в отделение слева так, чтобы выпирающая часть располагалась между прокладками, а плоская сверху. После этого пленку протягивают к приёмной катушке и фиксируют её скотчем.
Важно проверить работу самой приёмной катушки. Для этого достаточно провернуть её несколько раз. Головку обратной перемотки нужно вернуть в первоначальное положение и убедиться, что надрезы цепляются за катушку. При перематывании плёнки обратно на кассету можно наблюдать, как головка вращается.
Но что делать, когда съёмка закончена и нужно перемотать плёнку? У пинхол нет датчика кадров и фиксатора, позволяющего отмотать кадр. Следовательно, считать оставшиеся снимки придётся вручную, а перемотку делать самостоятельно.
Сделать это можно с помощью рычага обратной перемотки. Для удобства некоторые советуют ставить метку на катушке, чтобы видеть, что один кадр равняется 1,5 оборотам.
Съёмка на вашу пинхол камеру
Для получения более менее качественного изображения в камере обскура нужно постоянно следить за её положением и отсутствием движения. Лучше закрепить её на штатив с помощью резинки или верёвки.
Также можно просто расположить на любую твёрдую поверхность. Из-за того, что экспозиция исчисляется минутами, открытие затвора всегда приводит к лёгкому дрожанию техники.
Единственным решением будет закрыть отверстие рукой перед тем, как разместить её перед съёмочным процессом. После того, как инструмент был перемещен, можно быстро убрать руку. Чтобы экспонирование завершилось, предыдущие шаги выполняются задом наперёд.
Для комфортного процесса функцию затвора выполняют пальцы. Проводить перекручивание снимка перед каждым экспонированием — довольно сложный процесс. При поворачивании катушки в полтора оборота начинают увеличиваться межкадровые промежутки. Главное, что кадры не будут накладываться друг на друга.
Иногда фотограф может столкнуться с тем, что ручка начинает быстро двигаться, что указывает на то, что плёнка провисла и требует обратного подтягивания.
Если у вас остались вопросы задайте их в поле комментария и наш специалист ответит вам! Успешных экспериментов!